Все промышленные объекты, деятельность которых отрицательно сказывается на экологии, подлежат обязательной постановке на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду. Эта норма существовала достаточно давно, но со вступлением в силу ст. 31.1 «Комплексное экологическое разрешение» закона № 7-ФЗ, Постановка на учет объектов НВОС обрела новый смысл.

С января 2019 года именно от регистрации в природонадзорных органах зависит то, какой вид природоохранной отчетности будет вестись на конкретном предприятии.

Что изменилось

Да недавнего времени все предприятия, осуществляющие выбросы и производящие отходы, были обязаны вести документацию отдельно по каждому из направлений возможного негативного влияния на ОС. Теперь такая необходимость отпадает.

Постановка на учет объектов НВОС нужна для того, чтобы предприятию присвоили категорию, исходя из которой будет определено, какой именно вид отчетности им будет осуществляться:

  1. К I категории будут отнесены объекты, деятельность которых наносит природе значительный вред. Предприятиям, их эксплуатирующим, вменяется в обязанность разработка и получение такого пакета документов, как комплексное экологическое разрешение (КЭР).
  2. II категория предприятий оказывает на ОС умеренное воздействие. Они также могут получить КЭР по желанию. Этот шаг позволить повысить конкурентоспособность при участии в государственных тендерах. Но этот вид документации для второй категории объектов не является обязательным, поскольку им необходимо сдавать отчетность в виде декларации.
  3. III категория присваивается объектам с незначительным воздействием на ОС. Они продолжают вести природоохранную отчетность в привычном порядке, изменения в нормативной базе такие объекты не затрагивают.
  4. IV категория объектов полностью освобождается от ведения какой-либо отчетности в сфере охраны природы. Это связано с тем, что воздействие их на ОС не носит негативный характер. К данной категории относятся такие объекты, как школы, офисные центры и т.д.

Регистрация производственных объектов осуществляется в органах, осуществляющих экологический контроль на государственном уровне. Правительством РФ были разработаны критерии, исходя из которых при регистрации объекту присваивается категория. Если объект не соответствует ни одной из таких категорий, то его постановка на государственный учет не предусмотрена. После присвоения объекту категории и внесения его в государственный реестр, организации выдается свидетельство установленного образца.

Подготовка и оформление заявки Постановка на учет объектов НВОС

Чтобы зарегистрировать объект, необходимо подготовить заявку. Такое заявление составляется на каждый из имеющихся на предприятии объектов отдельно. Подается заявка не в центральный аппарат Росприроднадзора, а в его структурные подразделения на местах. Если объект подлежит федеральному экологическому надзору, то обращаться следует в территориальные надзорные органы в сфере охраны природы. Для постановки объектов на региональный учет заявку необходимо направлять в органы исполнительной власти субъекта РФ.

Подаются заявки в электронном виде, но законодательством также предусмотрен вариант направления обращения почтовым отправлением с описью вложенных документов. Срок рассмотрения заявки отсчитывается с того момента, когда он поступит в ответственные за постановку на учет органы.

Создается заявка при помощи специального программного обеспечения «Модуль природопользователя». Скачать ее можно на официальном сайте Росприроднадзора. Заявка довольно объемная, в ней нужно указать такие сведения:

  • общие данные о предприятии или организации. Здесь указывается адрес предприятия, Ф.И.О. руководителей, сведения о ЕГРЮЛ и т.д.;
  • особенности регистрируемого объекта. Необходимо указать точные координаты, когда он начал эксплуатироваться, объем выпускаемой продукции и ее название, заключение государственной экологической экспертизы, выданной ранее;
  • меры, предпринимаемые предприятием по охране ОС, внедрение новых технологий в сфере ООС, сведения о техсредствах, используемых для измерения и учета выбросов, сбросов и отходов;
  • данные по сбросам, выбросам и отходам. Сюда входит информация о точках выброса загрязняющих веществ, допустимые нормы, а также химсостав сбросов и выбросов.

После того как заявка будет сформирована, ее можно распечатать или выгрузить в качестве электронного документа, в зависимости от выбранного способа подачи.

При оформлении заявки указываются сведения, содержащиеся в таких документах, как паспорт отходов, проект ПНООЛР, ПДВ, НДС и т.д. Этот вид отчетности разрабатывался ранее для всех видов предприятий, в процессе деятельности которых происходит негативное воздействие на ОС.

Наши специалисты помогут обработать имеющиеся сведения или подготовят новые данные для оформления заявки о постановке на государственный учет объекта негативного воздействия.

Нормативная база по постановки на учет объектов НВОС

Чтобы понять особенности государственного учета промышленных объектов, вредящих природе, нужно обратиться к таким документам:

  1. Постановление Пр. РФ № 903 «Об утверждении критериев …» от 28.08.2015;
  2. Постановление Пр. РФ № 1029 «Об утверждении критериев …» от 28.09.2015;
  3. Пр. Минприроды № 553 «Об утверждении порядка формирования кодов …» от 23.12.2015;
  4. Пр. Минприроды № 554 «Об утверждении формы …» от 23.12.2015;
  5. Постановление Пр. РФ № 572 «Об утверждении Правил …» от 23.06.2016.

Кроме того, Росприроднадзор регулярно направляет письма с разъяснениями относительно особенностей ведения отчетной документации и постановки объектов на госучет.

Штрафные санкции за отсутствие постановки

Постановка на государственный учет и ведение документации, согласно присвоенной объекту категории, является обязательной для всех предприятий и организации. Исключение составляют те объекты, которые не подходят под критерии присвоения категорий.

Ответственность за нарушения в этой области предусматривается ст. 8.46 административного кодекса:

  • должностные лица штрафуются на сумму от 5000 до 20 000 рублей;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть наказаны штрафом в размере 30–100 тыс. рублей.

Своевременная постановка на учет объектов негативного воздействия позволит избежать подобных неприятностей. Наложение штрафа приводит не только к материальным потерям. Это негативно сказывается на репутации компании.

Наши специалисты возьмут на себя выполнение рутинных операций, связанных с подготовкой информации, составлением и подачей заявки.

Постановка на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Уфе, Казани, Крыму, Владивостоке, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Владикавказе, Челябинске, Перми, Нижнем Новгороде, Красноярске

заказать

Реализованные проекты:

Часто задаваемые вопросы

Все юридические лица индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную деятельность, начиная с 1 января 2015 в течение 2 лет обязаны поставить на государственный учёт объекты в собственности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Разработана специальная форма заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС. Регламентирующий закон – п. 3 статья 11, № 219-ФЗ от 21.07.2014

Таким образом, если предприятие содержит на балансе потенциально опасные объекты, то в срок до 1 января 2017 им необходимо присвоить соответствующую категорию опасности.

Если категория не присвоена до 1 января 2017 организация рискует получить штраф.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС классифицируется как административное правонарушение (Административный кодекс РФ, ст. 8.46).

Размер штрафа:
5 000 – 20 000 рублей – для должностных лиц;
30 000 – 100 000 рублей – для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:
1) уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
2) уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
3) классификация промышленных объектов и производств;
4) особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Первая категория: Объекты значительного негативного воздействия относящийся к областям применения наилучших доступных технологий
Вторая категория: Объекты оказывающие умеренное негативное воздействие на ОС
Третья категория: Объекты оказывающие незначительное негативное воздействие на ОС
Четвёртой категории: Объекты с минимальным воздействием на ОС

1) Информация о заявителе (наименование организационно-правая форма адрес нахождения, ФИО, место жительства дату госрегистрации ИП)
2) Сведения об объекте (фактическое нахождение категория объекта, виды хозяйственной деятельности, объемы производства, декларируемая категория опасности, применяемые технологии)
3) Степень воздействия объекта на окружающей среды (типы / количество стационарных источников / объем /физ. характеристики выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления).
4) Информация о прохождении всех процедур природопользователя, его разрешительных документах (заключение государственной экологической экспертизы, разрешение на выбросы/сбросы, лимиты по отходам, декларации о плате за НВОС)
5) Сведения о мерах, принимаемых на объекте для обеспечения охраны ОС (наличие ППЭК, план мероприятий по снижению НВОС, информация о технических средствах по обезвреживания сбросов и выбросов, информация о консервации ликвидации объекта с негативным следом)

Подготовка документов занимает около 10 рабочих дней.

После подачи документов ответ приходит в течении 15 рабочих дней.