Комплексное экологическое разрешение

Комплексное экологическое разрешение

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) представляет собой документ, разрабатывающийся в отношении предприятий, в результате деятельности которых может пострадать экологическая обстановка в регионе. Эта норма является новой, действует она с января 2019 года. Выдается КЭР Росприроднадзором, в него включаются требования по охране ОС, касающееся конкретного субъекта хозяйственной деятельности.

До 2019 года все организации были обязаны разрабатывать проекты и вести отчетность отдельно по разным категориям негативного влияния на окружающую среду. Это были проекты по допустимым сбросам, выбросам и отходам. С вступлением в силу нового закона предприятия, деятельность которого влечет за собой негативные последствия для экологии, должны иметь лишь один пакет документов – КЭР (комплексное экологическое разрешение).

Какие организации должны получать КЭР

Новые разрешительные документы выдаются предприятиям, если промышленный объект по степени негативного влияния на ОС будет отнесен к первой категории. По замыслу авторов нововведения, таких категорий будет четыре:

  1. Первая – присваивается объектам, значительно влияющим на ОС.
  2. Вторая – относятся объекты с умеренным воздействием на ОС.
  3. Третья – объекты, вред ОС наносится незначительный.
  4. Четвертая – влияние минимальное.

Получение комплексного экологического разрешения касается предприятий, к которым относятся объекты первой категории. Вторая категория дает право руководству предприятия самостоятельно принимать решение о получении КЭР. В случае его отсутствия необходимо оформлять другой вид документации.

Объекты, отнесенные к третьей категории, разрабатывают отчетность в установленном на сегодняшний день порядке. А вот те, которые имеют свидетельство о присвоении им четвертой категории, будут вовсе освобождены от необходимости вести отчетность в данной сфере.

Сроки подачи заявок

Сейчас порядок и сроки получения комплексного экологического разрешения установлены лишь для новых объектов. Согласно положениям, заявка на получение КЭР подается до того, как они будут введены в эксплуатацию (за 2 месяца). Если срок действия КЭР истекает, то руководство предприятия оформляет заявку на переоформление за 4 месяца до этого срока.

Порядок пересмотра существующих документов в сфере охраны ОС на сегодняшний день устанавливается. Поэтому разработанная ранее документация (ПНООЛР, ПДВ, НДС и тому подобное) на действующих предприятиях будет актуальной до того момента, пока ими не будет получено КЭР. При этом сроки, указанные в данных документах, во внимание приниматься не будут.

Министерство природных ресурсов утвердило перечень объектов, которые обязаны получить КЭР до конца 2022 года. Срок получения данной документации для других предприятий продлен на два года.

Действовать КЭР будет на протяжении 7 лет после его получения. Однако в случае изменения производственных процессов потребуется внеплановый пересмотр данной документации.

Порядок получения КЭР

Начинается процесс получения КЭР с регистрации в органах, ответственных за Государственный экологический контроль. После этого промышленным объектам будет присвоена категория. При ее выборе учитываются такие критерии:

  • уровень воздействия на ОС исходя из принадлежности к конкретной промышленной отрасли;
  • особенности производимых отходов;
  • классификация производств и промышленных объектов;
  • особенности объекта, обусловленные использованием атомной энергии.

Если объект был отнесен к 1-й категории, то руководством данного предприятия составляется и подается заявка на получение комплексного экологического разрешения.

В эту заявку входит достаточно большой пакет документов, который содержит такую информацию:

  1. Основные данные о предприятии.
  2. Код объекта, вид деятельности данного предприятия, название продукции и ее объем.
  3. Информация об авариях, причинивших ущерб ОС (период отчетности – 7 лет).
  4. Программа, позволяющая сделать деятельность предприятия по защите ОС более эффективной.
  5. Документ, подтверждающий прохождение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).

В заявку может быть включена и другая информация, если заявитель уверен в необходимости такого шага. К заявке прилагается платежный документ, подтверждающих уплату госпошлины, ее размер составляет 9.5 тыс. рублей.

Нормативная база

Необходимость получения данного вида разрешительной документации и другие нюансы КЭР указаны в ст. 31.1 «Комплексное экологическое разрешение» № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Эта статья начала действовать с января 2019 года, она была включена в состав данного нормативного акта ФЗ от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений…» (п.16 ст.1).

Отсутствие на предприятии, эксплуатирующем объекты первой категории, документации по экологической безопасности (КЭР), приведет к таким последствиям:

  1. Увеличение платы за негативное воздействие на окружающую среду. При расчете платы за загрязнение воздуха коэффициент может быть равен 25, для отходов – 5.
  2. Ст. 8.1 КоАП – штрафы от 20 до 100 тысяч рублей.

Наши специалисты следят за изменениями в законодательстве. Они способны оказать помощь предприятиям, желающим оформить документацию в сфере экологической безопасности быстро и правильно.