Выявлены существенные противоречия в будущей редакции закона об отходах

Выявлены существенные противоречия в будущей редакции закона об отходах

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

При проведении работы составлению перечня обязательных требований, вступающих в силу с 1 января 2019 года, были выявлены существенные противоречия в будущей редакции Закона № 89-ФЗ. Очень хочется устранить эти противоречия совместными усилиями экспертного экологического сообщества. Коллеги, ждём ваших отзывов и писем. Просим по возможности распространить эту информацию в экологическом сообществе.

Краткий обзор проблемы

Статьей 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее — Закон 219-ФЗ) были внесены изменения в статью 18 Закона № 89-ФЗ, вступающие в силу с 1 января 2019 года.

Новая редакция статьи 18 Закона № 89-ФЗ (действует с 1 января 2019 года)
Нормирование в области обращения с отходами

  1. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями,
  2. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
  3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
  4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
  5. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
  6. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

В то же время Законом № 219-ФЗ не были внесены необходимые поправки в иные статьи Закона № 89-ФЗ, регламентирующие осуществление нормирования в области обращения с отходами производства и потребления. Так, остались неизменными абзацы 1, 3 пункта 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ, которые устанавливают обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъекты МСП).

Новая редакция статьи 11 Закона № 89-ФЗ (действует с 1 января 2019 года)
Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

  • разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства

То есть для случаев эксплуатации субъектами МСП объектов I и II категории (а таких не мало), возникает противоречие между требованиями статей 11 и 18 Закона № 89-ФЗ, когда в одном случае им необходимо разрабатывать проекты нормативов образования отходов, в другом случае — нет.

Также не изменены положения статей 5, 6 новой редакции Закона № 89-ФЗ, определяющие полномочия РФ и субъектов РФ в области обращения с отходами.

Несмотря на прямое требование пункта 7 статьи 18 новой редакции Закона № 89-ФЗ, устанавливающее, что порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами, аналогичными полномочиями остаются наделены и субъекты РФ (абзац 8 статьи 6 новой редакции Закона № 89-ФЗ).

Также в полномочиях как РФ, так и субъектов РФ, остается прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой только субъектами МСП, но, в соответствии с пунктом 5 статьи 18 новой редакции Закона № 89-ФЗ, такую отчетность должны предоставлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории.

Установление двух аналогичных видов отчетности отдельно для субъектов МСП, и отдельно для объектов III категории (которые могут эксплуатировать как субъекты МСП, так организации иных категорий) является нецелесообразным.

Новая редакция статьи 5 Закона № 89-ФЗ (действует с 1 января 2019 года)
Полномочия РФ в области обращения с отходами

К полномочиям РФ в области обращения с отходами относятся:

установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Новая редакция статьи 6 Закона № 89-ФЗ (действует с 1 января 2019 года)
Полномочия субъектов РФ в области обращения с отходами

К полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относятся:

установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля…

Как устранить противоречия

Для устранения выявленных противоречий предлагаем внести следующие изменения в новую редакцию Закона № 89-ФЗ путем внесения изменений в Закон № 219-ФЗ или утверждения таких изменений отдельным законом:

  1. абзац 28 статьи 5 должен быть изложен в следующей редакции:
    установление порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
  2. абзац 29 статьи 5 должен быть изложен в следующей редакции:
    установление порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
  3. абзац 8 статьи 6 должен быть изложен в следующей редакции:
    установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
  4. абзац 9 статьи 6 должен быть изложен в следующей редакции:
    осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
  5. абзац 3 пункта 2 статьи 11 должен быть изложен в следующей редакции:
    разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Также необходимо внести аналогичные изменения в подпункт 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и в Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Владислав Михайлович Третьяков
главный специалист
Департамента природных ресурсов
и охраны окружающей среды
Томской области