Федеральный закон от 21 октября 2013 года № 282-Ф О внесении изменений в Водный кодекс…

Федеральный закон от 21 октября 2013 года № 282-Ф О внесении изменений в Водный кодекс…

Федеральный закон от 21 октября 2013 года № 282-Ф “О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Дано новое определение сточных вод. Теперь оно звучит так:
сточные воды – дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Ранее было: 
сточные воды – воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
В новую версию определения сточных вод вошли все воды, которые рано или поздно попадают в водный объект, но если внимательно проанализировать лингвистическую конструкцию обоих определений, можно увидеть их идентичность. Отличаются они, по сути, одним, что ранее под сточными водами подразумевался только сток с загрязненной территории,  а теперь – с водосборной площади. Но, поскольку, любую территорию, с которой осуществлялся сток хозяйствующего субъекта, можно было признать загрязненной, практического значения в данной замене немного.
Что имел в виду законодатель, сказать сложно. Сток с водосборной площади может быть как естественным (дождевые воды, ручьи), так и с добавлением сброса на рельеф. Сток же с загрязненной территории более выглядит как только естественный, т.к. сброс на рельеф загрязненных вод точно не может быть предусмотрен законодательством, а сброс очищенных стоков на незагрязненную поверхность в случае первого определения не может считаться сточной водой, вследствие чего не попадает под дальнейшее правовое регулирование. Видимо, этим объясняется психологически разный эффект в понимании старого и нового определения сточных вод. 
Если принять психологическое восприятие данной нормы соответствующим воле законодателя, то можно говорить о том, что в Водном кодексе закреплено существование сброса на рельеф. 
Корреспондируя это положение с нормой, о которой пойдет речь ниже при обсуждении поправок в ст. 65, регулирующую правовой режим водоохранных зон, можно еще более склониться к данному выводу. 
Далее по тексту терминология скорректирована в соответствии с новым определением сточных вод. 
Вслед за договором водопользования установлен тот же предельный срок (20 лет) и для водопользования на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (дополнение статьи 22) для всех перечисленных в ч. 2 ст. 11 случаев за исключением обеспечения обороны страны и безопасности государства, а именно:
•сброса сточных, в том числе дренажных, вод; 
•строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
•создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;
•строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
•разведки и добычи полезных ископаемых;
•проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
•подъема затонувших судов;
•сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
•забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
•организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
При этом в нашей практике срок действия решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод увязывается со сроком действия нормативов допустимых сбросов.
Уточнено, что к Полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений отнесено определение порядка осуществления федерального государственного надзора, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, не только находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, но и в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации (изменение ст. 24).
Добавлено, что государственный мониторинг водных объектов осуществляется также в целях своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а не только негативного воздействия на воды (ст. 30 ВК РФ). Далее в ряде статей добавлено с той же целью «зон затопления, подтопления».
Понятие водного надзора расширено на водоохранные зоны (ст. 36). 
 
Поправки в ст. 65 Водного кодекса РФ (Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы):
Ширина прибрежной защитной полосы реки, имеющей особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), также устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель, как установлено для озер и водохранилищ. 
Слова “вредителями и болезнями растений” заменены словами “вредными организмами”.
Дополнительно в границах водоохранных зон запрещено:
•размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
•размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
•сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 
•разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации “О недрах”.
 При этом переходные положения заложены только в отношении автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания и общераспространенных полезных ископаемых (см. в последнем разделе комментария к данному документу). В отношении хранилищ пестицидов и агрохимикатов такой оговорки нет, однако запрет на размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов существовал и ранее. Что, в принципе, позволяло не устраивать хранилища пестицидов в водоохранных зонах.
Отдельный интерес представляет запрет сброса сточных вод. Полагаем, что имеется в виду сброс сточных вод именно на территорию водоохранной зоны, т.е. на рельеф в пределах водоохранной зоны.
Компания ГОРЭКО неоднократно для своих клиентов готовила аналитические записки на тему сброса на рельеф, суть которых сводилась к тому, что при действующем правовом неурегулировании данного явления лучше, по возможности, избегать сброса на рельеф, поскольку в ином случае можно обрести неожиданные трудности. 
Вот теперь неожиданная трудность появилась у тех, кто сбрасывал на рельеф в водоохранной зоне. В условиях правовой неурегулированности правомерность/неправомерность сброса на рельеф в каждом случае определялась индивидуально. Теперь те, кому индивидуальный подход помогал сбрасывать на рельеф в водоохранной зоне, попали в ситуацию более явной угрозы претензий со стороны надзорных органов, вплоть до необходимости устранить сброс на рельеф, т.к., игнорируя существование сброса на рельеф, законодатель проигнорировал и переходный период для подобных хозяйствующих субъектов. 
Для разрешения данной проблемы теперь нужен индивидуальный подход и в части рекомендаций по дальнейшим действиям. В общем же можем порекомендовать два пути – либо устранить сброс на рельеф, либо основывать свою защиту на том, что юридическое лицо не может исполнить волю законодателя. Тем, кто действительно серьезно обеспокоен данной проблемой, рекомендуем обратиться в компанию ГОРЭКО до получения предписания уполномоченного органа или представления прокуратуры. 
 
П. 16 ст. 65 в новой редакции обрел содержание. В принципе, опять же, ничего нового. Требование не загрязнять водный объект существовало и ранее, но отсылочные и общие нормы в нашем правовом сознании не откладываются. Теперь эти нормы, корреспондирующееся с новой, опять же, более конкретной статьей КоАП РФ (см. далее комментарий к данному документу) стали заметнее и вызывают большее желание их соблюдать. 
 
16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Отдельным пунктом 16.1 оговорено: В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
 
Из наименования ст. 67 исключено «предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий», поскольку этому посвящена новая статья 67.1, в которой запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления.
В границах зон затопления, подтопления также запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Здесь законодатель вообще не обеспокоился переходными положениями, однако, надеемся, что зоны затопления и подтопления будут определены корректно. В этом случае сложно представить, например, пункт хранения радиоактивных отходов там, где элементарные инженерные изыскания должны были однозначно показать затопляемость или подтопляемость данной территории. Для того, чтобы заработала данная норма, необходимо принятие соответствующего постановления Правительства РФ, затем соответствующего акта Минприроды России, а затем непосредственное определение данных территорий. Полагаем, что на это уйдет длительное время. Поскольку зоны затопления и подтопления должны выявляться на стадии инженерных изысканий, рекомендуем учитывать комментируемые положения.
Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 – 27 Водного Кодекса РФ.