
Инвентаризация объектов размещения отходов
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Юридические лица и ИП при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию ОРО в соответствии с правилами инвентаризации ОРО, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», далее — Закон № 89-ФЗ).
Основные понятия статьи 1 Закона № 89-ФЗ
Объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I-V классов опасности в соответствии с законодательством РФ о недрах.
Объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Правила инвентаризации предназначены для юридических лиц и ИП, которые эксплуатируют ОРО (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы). Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 49.
Виды ОРО представлены в Таблице 1 к данному приказу
Правил инвентаризации не распространяется на:
— ОРО, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
— объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством РФ;
— специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
— скотомогильники.
Инвентаризация ОРО проводится юридическими лицами и ИП, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.
Объекты размещения отходов вносятся в ГРОРО.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО (статья 12 Закона № 89-ФЗ).
ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации. ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ (Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792).
Юридические лица и ИП при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО (статья 11 Закона № 89-ФЗ).
Порядок проведения мониторинга утвержден Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.
Исключение негативного воздействия на окружающую среду ОРО достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду ОРО устанавливается Правительством РФ (пункт 7 статьи Закона № 89-ФЗ).
Отчеты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду используются для подтверждения исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду (пункт 7 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 № 66).
Обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду ОРО являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ (постановление Правительства от 26.05.2016 № 467).
Приказ Минприроды России от 04.03.2016 № 66
««О Порядке проведения собственниками ОРО, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду»
Территория в пределах воздействия ОРО на окружающую среду определяется на основе утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
Для организации работ по наблюдению разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим ОРО, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения ОРО или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Программа мониторинга может быть подана в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью.
Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти ОРО, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения ОРО ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный ОРО, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО. Отчет о результатах мониторинга может быть подан в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью.
Разделы Программы мониторинга
- Общие сведения об ОРО.
- Цели и задачи наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду.
- Сведения об источниках информации, использованных при разработке программы мониторинга.
- Обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду.
- Обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений.
- Обоснование выбора мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений.
- Состав отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду.
- Список использованных источников.
- Приложения.
В раздел «Приложения» включаются:
- схема территории ОРО и прилегающих территорий;
- схемы расположения мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений;
- иные материалы по усмотрению лица, эксплуатирующего ОРО.
Отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга.
Разделы отчета о результатах мониторинга
- Сведения об ОРО.
- Сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду.
- Сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду.
- Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду.
- Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
- Список использованных источников.
- Приложения.
В раздел «Приложения» включаются:
- календарный план выполнения работ по наблюдению за состоянием и загрязнением компонентов природной среды и природных объектов;
- копии документов и материалов о соответствии использованных средств отбора проб, инструментальных измерений, определений требованиям законодательства РФ;
- копии документов и материалов о соответствии использованных методик (методов) отбора проб, инструментальных измерений, определений требованиям законодательства РФ;
- иные материалы по усмотрению лица, эксплуатирующего ОРО.
Номер ОРО в ГРОРО
Номер ОРО в ГРОРО состоит из пяти групп знаков, разделенных дефисом:
А, А — Б Б Б Б Б — В — Г Г Г Г Г — Д Д Д Д Д Д, где
АА — код субъекта РФ;
БББББ — порядковый номер ОРО на территории субъекта РФ;
В — назначение ОРО: хранение отходов — «X» или захоронение отходов — «3»;
ГГГГГ — регистрационный номер правового акта Росприроднадзора о включении ОРО в ГРОРО;
ДДДДДД — число, месяц, год принятия правового акта Росприроднадзора о включении ОРО в ГРОРО.