Проблемы утилизации батареек в России будут решены

Проблемы утилизации батареек в России будут решены

В России озаботились правильной утилизацией батареек, планируя ввести определенные правила и открывая новые предприятия по их переработке по всей стране. Ежегодно в стране выбрасывается 20 тыс. тонн таких отходов, из которых перерабатывается всего 1,7%. Остальное медленно, но верно заражает почву.

Дмитрий Кобылкин, министр экологии и природных ресурсов, завил, что необходимо разработать правила сбора и утилизации аккумуляторов. Они должны предусматривать установку специальных контейнеров для использованных батареек, организацию пунктов для их приема, открытие заводов по переработке. При этом штраф тому, кто выбросил «пальчики» и «мизинчики» б/у в обычный мусорный контейнер и плата за сдачу в пункт не предусматривается. Чиновник отметил, что все зависит от человеческой культуры, наказание и поощрение здесь не сработает.

Что касается перерабатывающих предприятий, то на сегодняшнее время в стране их всего два: в Ярославле и Челябинске. Челябинский завод в смену перерабатывает до 3 тонн опасных отходов, за год получается 2 тыс. тонн. На выходе там получают сырье с очень высоким процентом цветных металлов, изоляционный материал, чистое железо. Так, из 40 кг батареек «достают» 15-30 кг железа и цинка.

К 2024 году планируется запуск еще семи аналогичных заводов по всей территории РФ. Кроме этого, будет создана инфраструктура для сбора и утилизации отходов I-II классов опасности, к коим относятся батарейки и люминесцентные лампы. К слову: порядок обращения с последними уже регламентирован на законодательном уровне, чего не скажешь о первых.

Денис Буцаев, генеральный директор ППК «Российский экологический оператор», говорит, что открытие перерабатывающих предприятий тормозится экономическими причинами. Очень важна рентабельность, которая обеспечивается загруженностью завода не менее 2,5 тыс. тонн в год. Такой объем использованных аккумуляторов в одном регионе иногда накопить не удается, а если собирать с нескольких, то перевозка целесообразна только на расстояние не больше пятисот километров.

Глава РЭО пояснил, какого типа точки сбора можно создать. Это могут быть боксы в многоквартирных домах, использованные батарейки могут принимать магазины, куда люди приходят покупать новые. Также очень действенный вариант, уже опробованный на практике: мобилизовать на сбор таких отходов активную молодежь.

Напомним: во многих развитых странах мира утилизация аккумуляторов уже давно проводится, нормирована и закреплена законом. За выброшенную в неположенное место батарейку в Германии даже предусмотрены штрафы от 500 до 1500 €.