Изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон

Изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон

Председателю Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии

Уважаемый Владимир Иванович,

Сейчас в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии на рассмотрении находится проект федерального закона №522836-6 О внесении изменений в статью 44 Водного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с этим законопроектом разрешается сброс сточных вод в водные объекты, расположенные во 2-м и 3-м поясах зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, с соблюдением установленных санитарным законодательством правил и норм.

В то же время Водным кодексом Российской Федерации в действующей редакции установлен полный запрет на сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные на всей территории ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Данный запрет является вполне обоснованным.

Согласно законодательству, основной целью создания ЗСО является охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. На территории ЗСО устанавливается специальный режим и реализуются мероприятия, направленные на предупреждение ухудшения качества воды. Всё это позволяет предотвратить поступление загрязняющих веществ в водоёмы, которые используются для обеспечения питьевой водой миллионов людей, а значит, сохранить здоровье граждан России и благоприятную окружающую среду!

Нужно отметить, что недавно – 25 сентября 2014 года – Верховный Суд Российской Федерации апелляционным определением №АПЛ14-393 признал недействующими положения соответствующих санитарных правил и норм, разрешавшие сброс хозяйственными и иными объектами промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Принятие данного закона увеличит вероятность залповых сбросов загрязняющих веществ и\или сбросов недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты, обеспечивающие питьевой водой миллионы людей.

Необходимо учесть, что в настоящее время большинство сбрасываемых предприятиями сточных вод уже не соответствует нормативам. Это неоднократно подтверждалось государственными надзорными органами Российской Федерации по результатам исследований Гринпис на акваториях рек России. Так, по данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ, в 2013 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано 2843 случая высокого загрязнения и экстремально высокого загрязнения водных объектов в 45 регионах России. Доля загрязнения поверхностных вод тяжёлыми металлами составляет более 30% от общего числа случаев. В 2013 году количество случаев загрязнения поверхностных вод ртутью повысилось в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом.

По данным Роспотребнадзора РФ, в 2013 г. увеличилась доля проб воды системы централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, превышающих гигиенические нормативы по аммиаку, железу, мышьяку, никелю, свинцу и другим опасным химическим веществам, что непосредственно влияет на здоровье людей.

Принятие данного закона позволит хозяйствующим субъектам безнаказанно отравлять водоёмы России, нарушая права граждан на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, охрану здоровья.

Считаю, что данный закон не должен быть принят в интересах сохранения жизни и здоровья граждан Российской Федерации!