Экологическая документация для магазинов и розничной торговли

Экологическая документация для магазинов и розничной торговли

Должны ли магазины разрабатывать экологическую документацию?

Абсолютно любое предприятие, осуществляющее торговую деятельность, формально относится к субъектам хозяйственной деятельности. Это значит, что, ориентируясь на Федеральный закон №7, такому предприятию следует следить за экологической отчётностью и прочей экологической документацией. Связано это с тем, что любое предприятие оказывает негативное воздействие на экологию, выраженное в выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, либо в размещении отходов. Данные негативные эффекты появляются от организаций, в пользовании которых есть транспорт, помещения для торговли и под склад. Разберем в этой статье какую экологическую документацию необходимо разрабатывать для магазинов и розничной торговли

Наши преимущества:

Работаем с 2012 года
в топ 10 входят компании которые мы сопровождаем
более 15 млн
сэкономили на штрафах
Лучшие экологи города

Определение категории ОНВОС для торговых центров, сетей и магазинов

Чаще всего торговые центры относятся к категории объектов, негативно воздействующих на окружающую среду, именуемых «без категории». Впрочем, если предприятие содержит признаки нескольких категорий, то ему присваивается та, которая наносит больший вред окружающей среде. Поэтому, при определённых видах деятельности торговой сети или магазина, он может относиться и к объектам III или IV категории.

Базовые основания для соотнесения объекта с III категорией ОНВОС:

  • на объекте присутствуют стационарные источники выброса загрязняющих веществ, выброс которых за год превышает 10 тонн;
  • на объекте присутствуют стационарные источники выброса веществ I или II класса опасности;
  • вода используется не для бытовых нужд и сбрасывается в централизованные системы очистки и вывода воды;
  • сточные воды сбрасываются в грунт или природные водные объекты;
  • объект обрабатывает отходы IV и V класса опасности;
  • объект относится к недропользовательским, но не попадает под категории I, II или IV;
  • объект относится к водопользователям, но не попадает под категории I, II или IV;
  • объект осуществляет капитальное строительство на протяжении более полугода;
  • на объекте присутствуют отдельно стоящие скважины, объём добычи от которых в сутки больше или равен 500 куб. м;
  • объект относится к объектам НВОС, но не попадет под критерии для I, II или IV категории.

Самым «коварным» является пункт о стационарных источниках выброса веществ I и II класса опасности.

Базовые критерии соотнесения объекта с объектом IV категории НВОС:

  • на объекте осуществляется производство электрической энергии, пара, горячей воды (в том числе некоммерческое — для собственных нужд);
  • использование на объекте оборудования, направленного на исследование и проведении испытаний новой продукции, процессов;
  • осуществление на объекте деятельности по добыче подземных вод (менее 500 куб. м. в сутки)
  • осуществление на объекте деятельности по капитальному строительству длительностью менее полугода.

Впрочем, как уже было сказано, чаще всего магазины и торговые сети числятся как объекты НВОС без категории. Для этого необходимо соответствовать следующим правилам:

  • отсутствие стационарных источников выброса в атмосферу загрязняющих веществ;
  • в системы водоотведения осуществляется выброс вод, использованных исключительно для бытовых нужд;
  • на объекте не осуществляются виды деятельности, упомянутые в 1 и 2 разделе критериев, обозначенных в Постановлении Правительства № 2398 (31 декабря 2020 года).
  • объект не попадает под критерии для объектов III или IV категории объектов НВОС.

В таком случае торговая сеть, магазин или торговый центр будет освобождён от большей части экологической документации. К объектам «без категории» чаще всего относятся предприятия, носящие административный, социальный, некоммерческий характер, а также объекты профсоюзов, офисных учреждений, садово-огороднические товарищества. Тем не менее, какую-то часть документации заполнять всё-таки придётся.

Паспортизация отходов 

На каждый тип отходов с I по IV класс опасности разрабатывается собственный паспорт. Также всеми объектами НВОС, в том числе объектами «без категории». В обязательном порядке должно проводиться биотестирование отходов V класса опасности.

Паспорта отходов необходимо согласовывать с Росприроднадзоре. Каждый согласованный и впоследствии выданный паспорт не имеет срока годности. В случае отсутствия паспорта на какой-либо тип отходов, либо предоставление искажённой информации, штраф может составлять от 20 000 до 350 000 рублей.

Ведение журнала отходов

Этот тип документации относится уже к регулярным. Именуется также учётом отходов, приказом №721. Основываясь на фактических показателях по отходам предприятия, ответственное лицо должно заполнять журнал как на каждый тип отходов, на который разрабатывался паспорт, так и по предприятию в целом. Это касается всех отходов, в том числе переданных в другое предприятие или переработанных.

В журнале, в отличие от паспортов, учитываются отходы не только с I по IV класс опасности, но и отходы V класса. В Росприроднадзор информация не передаётся — на её основании заполняется другая документация. Однако листы учёта действительны только при наличии на них заверения ответственного лица, нумерации. В конце квартала они скрепляются и оформляются титульным листом. Крайний срок заполнения — 15 число месяца, следующего сразу за кварталом. В случае невыполнения штраф от 10 000 до 250 000 рублей.

Отчётность 2-ТП (отходы)

Данная отчётность заполняется каждый год, основанием для неё служит журнал движения отходов. Обновлённая форма содержится в Приказе № 627. Крайний срок предоставления отчёта в соответствующие органы Росприроднадзора — 1 февраля.

Отличительной особенностью новой формы является наличие графы, посвящённой тем отходам, которые образовались в результате переработки других отходов.

В отчётность входят статистические коды, а также копии всех актов приёма или передачи отходов, соответствующих талонов и т. д. За не сдачу данной отчётности может последовать штраф в том же размере, что и за не заполнение журнала отходов, или же принудительная остановка любой деятельности предприятия сроком в три месяца.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду от магазина  

В некоторых случаях необходимо также предоставить соответствующую данной оплате Декларацию. Начиная с первого января 2020 года касательно платы за НВОС вступает в силу положение о дополнительных коэффициентах, которое можно найти в 5 части статьи №16.3.  

Соответствующий отчёт необходимо сдать до 10 марта того года, который следует за отчётным. Раз в квартал вносятся авансовые платежи. Стоимость во многом зависит от проекта нормативно допустимых сбросов, а в случае его отсутствия цена устанавливается при помощи коэффициента, превышающего нормативный в 25 раз.  В случае отсутствия проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение — в пять раз.

Также размер оплаты зависит от:

  • типа предприятия;
  • конкретного списка сбрасываемых и выбрасываемых веществ;
  • класса опасности отходов;
  • объёма отходов.

Штраф в случае, если оплата не была внесена, составляет до 100 000 рублей.

Уплата экологического сбора для магазина

Производитель или импортёр того или иного товара отвечает за его утилизацию после использования или истечения срока годности. Это заявлено в Постановлении Правительства № 1886-р. Список товаров, за которые должен отчитываться производитель, представлен в том же документе. В случае, если соответствующая утилизация не была произведена и подтверждена, выплачивается налог, именуемый экологическим сбором.

Рассчитать экологическое сопровождение для магазина или торгового центра

Перечень отходов 1-4 класса опасности ?
шт.
Перечень отходов 5 класса опасности ?
шт.
Количество источников выбросов?
шт.
Получить рассчет

В случае пользования водными объектами

Если Торговому центру или сети, магазину была присвоена категория НВОС «Без категории», то главными отчётностями для такого объекта являются Форма 3.1 и 2-ТП (водхоз).

Форма 3.1 предоставляется в органы Росводресурсов, которые также могут обозначаться БВУ — бассейно-водными управлениями.

Форма по водхозу 2-ТП должна заполняться каждый год, но только в случае выполнения хотя бы одного из следующих условий:

  • из природного источника поглощается более 50 куб. м. в сутки;
  • из систем водоснабжения поглощается более 300 куб. м. в сутки;
  • вода забирается из тех или иных источников в объёмах более й50 куб. м. в сутки с целью производства сельскохозяйственной продукции.
  • присутствуют системы оборотного водоснабжения мощностью от 4 тысяч куб. м. в сутки, объём поглощаемой воды значения не имеет.

В ином случае количество отчётностей сокращается. Существенным плюсом объектов без категории НВОС является то, что им не требуется проводить плановые проверки. 

Какие бывают отходы магазина, торгового комплекса, розничной торговли?

Код ФККО Наименование 
4 71 101 01 52 1 лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства    
7 33 100 01 72 4 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)   
4 81 203 02 52 4 картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные
4 81 201 01 52 4 системный блок компьютера, утративший потребительские свойства
4 81 205 02 52 4 мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства    
4 81 202 01 52 4 принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства    
4 34 110 02 29 5 Отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные
4 05 811 01 60 5 Отходы упаковочных материалов из бумаги и картона несортированные незагрязненные         
7 36 100 01 30 5 Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные    
4 05 122 02 60 5 Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства      
7 35 100 01 72 5 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами

 

Следует помнить что на каждый вид отхода необходимо разрабатывать паспорт опасного отхода