Мусорная реформа и РОП: итоги 2021

Мусорная реформа и РОП: итоги 2021

Мусорная реформа

В 2021 году мусорной реформе исполнилось 2 года. Первая ее стадия началась в 2019, тогда основным вопросом было создание алгоритма уменьшения количества свалок и мусорных полигонов, которые занимают огромную территорию (4 млн га), и создают экологическую угрозу для населения страны. В России доля перерабатываемого мусора очень мала, всего лишь 4%, при том, что ежегодно страна производит 70 млн тонн ТБО. Предложенная реформа была направлена на глобальное изменение процедуры сбора мусора. За 2 года ее действия количество отходов так и не снизилось, и Российский Экологический Оператор тоже не показал особых результатов. Конечно, были созданы территориальные схемы по обращению с отходами по регионам, но как оказалось проблему они не решают. Из положительных результатов можно отметить ликвидацию 18 тысяч незаконных свалок из 27 тысяч. Было также принято решение об оборудовании каждой мусоровывозящей машины системой отслеживания местонахождения, что позволяет контролировать количество нелегальных свалок. 

Расширенная ответственность производителя

В 2020 году Владимир Владимирович Путин поручил разработать концепцию Расширенной Ответственности Производителей (РОП) и импортеров товаров и упаковки за переработку отходов. Минприроды быстро решило эту задачу, но эксперты экономической сферы выразили беспокойство, предположив, что такие изменения принесут дополнительные затраты отраслям, вызовут резкий скачок цен на производимую продукцию. По этой причине возникли проблемы с запуском данной программы. Сегодня многие компании даже не знают о РОП.

Расширенная ответственность производителя – это механизм регулирования, согласно которому производители и импортеры должны утилизировать продукцию после утраты ее потребительских свойств. Они могут сделать это самостоятельно или заплатить за эту работу государству особый налог – экологический сбор. 

Уточним, что Минприроды предложило увеличить нормативы по утилизации упаковок с текущих 10-45% до 100%, а для товаров рост нормативов составит 10% в год. Решение было принято совместно с РЭО. Запуск реформы планируется с 1 января 2022 года. Но Минэкономразвития и Минсельхоз выступили против, было предложено перенести ее на 2024-2025 годы. Представители Минэкономразвития рассказали о возможных рисках нововведений:

  • Риск остановки оборота продукции, может возникнуть дефицит товаров первой необходимости из-за требований вносить все данные о них в государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ГИС УОИТ). 
  • Риск резкого подорожания товаров и, как результат, снижение прибыли производителей.
  • Достичь 100% утилизации мусора невозможно, так как существуют неперерабатываемые упаковки, бракованные товары и тд.

В Минприроды 29 сентября 2021 года проходило совещание по этому поводу, однако ведомства не смогли привести доказательства своей точки зрения и согласование реформы перешло к правительству. В конечном итоге, в Минсельхозе подтвердили предложение о поэтапном повышении нормативов. 

Недавно Денис Буцаев, генеральный директор РЭО, сообщил, что нормативы, которые устанавливаются правительством, соответствуют реформе РОП. Ее запуск все-таки планируется на начало 2022 года.

Благодаря реформе расширенной ответственности производителя доходы с экосбора вырастут как минимум на 100 млрд рублей. Поскольку в настоящий момент экологический сбор платят около 20 тысяч компаний из 4 млн существующих на рынке, после запуска реформы число плательщиков значительно увеличится.

Мусоросжигательные заводы

Сейчас у государства есть план по строительству мусоросжигательных заводов (МСЗ) в Московской и Ленинградской областях, регионах центральной России и Поволжья. Однако в данной ситуации не учитываются экологические и социальные вопросы. Работа МСЗ поставит под угрозу здоровье и благополучие жителей прилегающих территорий. Ведь санитарно-защитная зона вокруг завода составляет всего 1 км, но даже это расстояние не дает гарантий, что опасные выбросы не дойдут до населенных пунктов. К сожалению, на предприятиях не всегда действует система очистки, фильтры не заменяются, по истечению срока эксплуатации просто отключаются. Экологи выражают опасение, что на новых заводах такой подход тоже будет практиковаться.

Сжигание отходов – это лишь преобразование вредных веществ из твердого состояния в газообразное. Мусоросжигательные комплексы действительно помогут быстрее избавить природу нашей страны от свалок. Но количество вредных веществ, попадающих в воздух, может крайне пагубно сказаться на здоровье населения. 

За нелегальные свалки также предусмотрен штраф по статье 8.2 КоАП. Для граждан это 1000 – 2000 рублей, а для компаний 100 000 – 150 000 рублей. Сумма довольно мала, и пользы экологической ситуации не приносит, поскольку поступающие средства не отправляются на ликвидацию свалок. Также стоит отметить, что в России отсутствует судебная практика о возмещении вреда от свалки рядом с домом. Неприятный запах может годами мешать жизни граждан, ставить под угрозу их здоровье.

Экологи считают, что наиболее логичный шаг со стороны государства – развивать культуру раздельного сбора отходов как для граждан, так и для организаций. Если отказаться от строительства новых мусорных полигонов и МСЗ, и вместо них возводить именно перерабатывающие комплексы – решить проблему ТКО и ТБО будет намного легче. 

Вот как обстоит ситуация с мусорной реформой к концу 2021 года:

  • Количество свалок, скорее всего, пока будет только расти, так как туда отправляют 94% всех отходов. Перерабатывают и сжигают только 6% от общего количества.
  • Строительство МСЗ не поможет решению проблемы, а усугубит ситуацию, поскольку вредные выбросы только ухудшат экологическую ситуацию в стране.
  • Система правильной утилизации отходов государством пока не создана. 
  • Культура раздельного сбора отходов в России развита слабее, чем на Западе.
  • С экономической точки зрения существуют трудности запуска реформы РОП – не ясно, будет ли она запущена в 2022 году.