«Экологический образ России будущего» будет мрачным, если не решить проблемы с мусором

«Экологический образ России будущего» будет мрачным, если не решить проблемы с мусором

Дискуссия под названием «Экологический образ России Будущего: реформирование отрасли обращения с отходами» прошла в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи, на секции «Улучшая качество жизни». Организатор – Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Уже не первый год Минприроды России организует на РИФ панельную дискуссию, чтобы обсудить важнейшие экологические проблемы страны и стимулировать инвестиции в решение этих проблем. На этот раз внимание чиновников, экспертов и инвесторов было сосредоточено на мусоре. На дискуссии собрался целый ряд «лиц, принимающих решения» в отрасли обращения с отходами: руководители профильных министерств и ведомств (заместитель Министра строительства РФ Андрей Чибис, заместитель главы Минэкономразвития РФ Михаил Расстригин, заместитель Министра промышленности и торговли Виктор Евтухов и другие), эксперты федеральных экологических организаций, топ-менеджеры крупнейших российских компаний (ОАО «РЖД», «РУСАЛ», «РТ-Инвест», «РМК» и мн. др).

Тон дискуссии задал Андрей Колодкин, директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России. А.Колодкин рассказал о том, как продвигается инициированная его ведомством реформа обращения с отходами.

«Год экологии увенчал длительные изменения, в том числе в законодательстве, которые мы разрабатывали и внедряли с 2014 года. Создан целый механизм, по которому система обращения с отходами в регионах должна заработать по-новому. Основная цель этой работы – снижение объёмов образования отходов, и приоритет их использования перед захоронением», – сообщил представитель Минприроды России.

По словам Андрея Колодкина, новое законодательство на федеральном уровне уже готово для того, чтобы перейти на современные и цивилизованные технологии обращения с отходами. Теперь дело за регионами. Масштабные изменения в субъектах федерации начнут происходить с 2019 года, а сами планы по созданию отрасли расписаны до 2025-2030 гг.

Андрей Чибис, заместитель Министра строительства РФ, обратил внимание собравшихся на то, что выйти на прогрессивную и эффективную модель по обращению с отходами можно только комплексно. «Главное зло» в старой системе – захоронение мусора на свалках. Чтобы минимизировать его, Минстрой намерен стимулировать строительство инфраструктуры для всех технологий и этапов работы с отходами: это и сортировка, и переработка, и термическое обезвреживание.

« Мы всё равно придём к раздельному сбору и переработке как самому экологичному варианту обращения с отходами, – констатировал Андрей Чибис, – но это вопрос будущего десятилетия, а то и дольше, а сейчас нам необходимы быстрые решения, которые можно запустить уже через три года. Они позволят не завести страну в «мусорный тупик». Поэтому пока мы считаем, что необходимо совместно развивать вторичную переработку и термическое обезвреживание мусора».

А.Чибис подчеркнул, что отрасль обращения с отходами в России нужно не только строить, а ещё и «выводить из тени».

«25 регионов уже создали свои территориальные схемы и выбрали регионального оператора по обращению с отходами. Действительно, активно идёт строительство заводов по переработке и сортировке, на 21 млрд организовано концессий в этой отрасли, люди пошли в этот бизнес. Но в регионах есть «антилобби» теневых игроков, которые нажили состояние на том, что их мусоровозы годами принимали мусор и выгружали его в ближайшие овраги. Разумеется, эти теневые игроки теперь ставят палки в колеса региональным властям и цивилизованно работающим конкурентам. Это не потому, что субъекты плохие, а потому что бизнес теневой, и эту проблему тоже нужно решать».

Михаил Расстригин, заместитель Министра экономического развития РФ, продемонстрировал практичный взгляд на вещи. По его словам, гораздо более экономично и менее затратно, чтобы население самостоятельно сортировало коммунальные отходы перед их переработкой:

«Очень большие инвестиции в промышленное разделение на фракции и вторичную переработку отходов. Они должны за счет чего-то окупиться, а система эта сегодня не сбалансирована. Нам придётся очень тщательно просчитывать, насколько экономика выдержит такой объем инвестиций в одну отрасль, и не будет ли это чрезмерной нагрузкой на другие отрасли».

К тому же, замминистра призвал учитывать региональный аспект.

«Где-то у нас большие агломерации, и для них требуется строительство огромных перерабатывающих комплексов, а где-то регионы малонаселенные, где можно ограничиться более бюджетными решениями».

Наконец, Виктор Евтухов, заместитель Министра промышленности и торговли РФ, рассказал о том, как утилизируются промышленные отходы, и как планируется бороться с уже накопленным ущербом от отходов производства. Ведь, по подсчётам, лишь 1% всего объёма наших отходов – это коммунальные (проще говоря, «бытовой мусор»), а 99% – промышленные.

Как отметил представитель Минпромторга,

«сейчас существует некая путаница в том, кто за какие отходы отвечает: за коммунальные Минстрой, за отходы производства Минпромторг, и за все вместе Минприроды…»

В ряде вопросов предстоит более чётко разделить полномочия. Способствовать этому, как и многим другим положительным изменениям в отрасли, должна «Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления» до 2030 года, которую 25 января 2018 года подписал Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев.

Виктор Евтухов рассказал, что при создании этой Стратегии был рассмотрен мировой опыт в этой сфере. Как оказалось, ближе всего сейчас для России японские наработки по обращению с отходами. В частности, оттуда взято то, что в российской терминологии назвали «экотехнопарком».

«Экотехнопарк – это большое комплексное производство, где могут утилизировать и коммунальные, и промышленные отходы. На одной площадке там реализуется несколько звеньев цепочки обращения с отходами: и накопление, и сортировка, и переработка, и термическое обезвреживание, и переработка «хвостов» после сжигания. В Японии работает 26 экотехнопарков – мы хотим создать в стране за 12 лет не менее 70».

До 80% отходов к 2030 году должно быть вовлечено во вторичный оборот. Что касается промышленных отходов, отходы 1 и 2 класса опасности должны качественно обезвреживаться, а неопасные категории – использоваться для рекультивации площадок, откуда они были добыты, или других объектов накопленного экологического ущерба.

Кстати, несколько примеров такой стратегии привели участники дискуссии. Александр Самсонов, первый заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, пообещал, что строительные грунты и мусор, которые образуются после старта программы реновации, отвезут в Московскую область, где как раз наблюдается нехватка грунтов для рекультивации 22 закрытых полигонов ТКО, а также в аналогичных целях будут использовать в Новой Москве.

А Наталия Гончар, вице-президент «Русской Медной Компании» по экологической и промышленной безопасности, рассказала, что миллионы тонн отходов от строящегося Томинского ГОК (так называемые хвосты обогащения) можно будет засыпать в находящийся неподалёку заброшенный Коркинский угольный разрез – «экологическую язву» Челябинской области. При помощи этих отходов планируется потушить эндогенные пожары внутри разреза и ликвидировать оползни.

Своё мнение о развитии отрасли высказали представители крупнейших российских предприятий. Так, Андрей Шипелов, генеральный директор «РТ-Инвест» – компании, которая реализует нашумевший проект заводов по термическому обезвреживанию отходов в Московской области и Татарстане – сравнил эти заводы с «адреналиновым уколом», быстрым способом избежать экологической катастрофы, которая надвигается сейчас, в частности, на агломерацию Москвы и Подмосковья. Проект «РТ-Инвест» – это снижение нагрузки на полигоны ТКО Московской области на 30% в год, 150 млрд инвестиций (из них ни копейки бюджетных денег), причём 1/3 всей стоимости предприятий – это стоимость супер-технологичных очистных сооружений.

Проекты «РТ-Инвест» поддержал Мугдин Чермит, вице-мэр Сочи, который рассказал, что курорт тратит полмиллиарда в год на транспортировку мусора, а каждый грузовик с отходами вынужден почти сутки «ползти» по горному серпантину, чтобы доставить свой не слишком приятный груз на полигон ТКО.

«Летом проблема мусора становится просто кричащей, мы задыхаемся от его объёмов. И простимулировать раздельный сбор сложно: туристы мусор сортировать не будут, они не для того приехали», – пожаловался вице-мэр. Поэтому, подчеркнул он, в городе-курорте рады тому, что в Сочи тоже будет возможность построить завод по термическому обезвреживанию.

Юрий Коротаев, генеральный директор Duracell в России, рассказал, как компания инвестирует в создание общефедеральной системы сбора и переработки батареек (которые, кстати, являются опасными отходами). Олег Белозеров, глава «Российских железных дорог», описал, как планируется транспортировать (экологично, безопасно, чисто и недорого) мусор на переработку по железной дороге. Руслан Новиков, генеральный директор «Аргументов и фактов», и Мария Василькова, член правления «УК Сегежа групп», дополнили дискуссию идеями о том, как создавать культуру обращения с отходами среди населения.

Александр Закондырин, председатель экологической партии «Альянс Зелёных» и глава экспертного совета Ассоциации «Экосистема Подмосковья», в завершение дискуссии предложил подумать над тем, что каждое из ведомств в ходе беседы (да и в ходе своей работы) «гнёт свою линию» в проблеме отходов.

«Нельзя заниматься такой многоаспектной областью, как обращение с отходами, без межведомственной структуры – чего-то вроде федерального агентства по отходам, – которая бы объединяла все представленные здесь ведомства», – высказал мнение эколог.

В передовых странах в области обращения с отходами, чтобы прийти к текущей оптимальной системе переработки мусора, потребовалось 20, 30, а где-то и 50 лет. «Мы русские, долго запрягаем, но быстро едем. Мы точно будем быстрее!» – резюмировали участники дискуссии.