Декларация о воздействии на окружающую среду для объектов II категории

Декларация о воздействии на окружающую среду для объектов II категории

Еще в 2014 году вышел федеральный закон, регламентирующий новые принципы системы нормирования в природоохранной сфере (ФЗ № 219-ФЗ от 21.07.2014г.). Однако переходный период длиться до сих пор. На данный момент закончен процесс присвоения производственным объектам категорий исходя из степени их негативного воздействия на окружающую среду (объекты НВОС).

Статья 4.2 вышеупомянутого закона содержит перечень объектов, относящихся к той или иной категории. Всего их четыре:

  1. Первая – присваивается объектам, негативное влияние которых на ОС является значительным. Все они должны относиться к областям применения наилучших доступных технологий.
  2. Вторая – присваивается объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие на ОС.
  3. Третья – присваивается объектам с незначительным влиянием.
  4. Четвертая – объединяет объекты, негативно влияющие на ОС в минимальной степени.

Конкретные критерии каждой из этих категорий описаны в Правительственном Постановлении № 1029 от 28.09.15 г.

Какие объекты относятся ко второй категории

Вторая категория объектов НВОС содержит достаточно большой перечень производств:

  • обеспечивающие электрической и паровой энергией, а также газом;
  • связанные с добычей металлов, в том числе и драгоценных руд;
  • металлургические предприятия;
  • изготовление стекла, фарфора, извести и кирпича (цементного клинкера и силикатного);
  • накопление и очистка стоков;
  • текстильные и скорняжные производства, изготовление картона, бумаги;
  • пищевая промышленность (производство овощной, фруктовой, мясной и молочной продукции, а также изготовления пищевых жиров);
  • объекты, связанные с разведением КРС, птиц и свиней;
  • производства, основанные на гальванических процессах и использующие органические растворители;
  • объекты, производственные процессы на которых связаны с использованием радиационных источников, а также пункты хранения химического оружия и ядерных материалов;
  • газовые и нефтяные трубопроводы;
  • производства по добыче нефти, газа, графита, асбеста, а также объекты складирования нефти и продуктов ее переработки, различных агрохимикатов и пестицидов;
  • переработка и хранение некоторых видов отходов;
  • различные плавильные производства, а также другие объекты, связанные с расплавом минеральных веществ;
  • объекты, входящие в железнодорожную инфраструктуру, крупные порты речного, морского и воздушного транспорта.

При отнесении объекта ко второй категории НВОС учитывается не только вид деятельности и принадлежность к определенной сфере. Также во внимание принимаются характеристики используемого оборудования. Оно должно отвечать определенным требованиям и обладать конкретной мощностью. Если фактический показатель производственной мощности выше или ниже, то объекту может быть присвоена первая или третья категория.

После того, как будет определена степень влияния производственного объекта на ОС и ему будет присвоена вторая категория, потребуется данный факт задекларировать. По новым правилам (согласно ФЗ № 219-ФЗ, изменившим ст.31.2 ФЗ № 7-ФЗ) декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) может быть представлена как в бумажном, так и электронном виде. В последнем случае потребуется заверить документ ЭЦП. Куда именно подается ДВОС, зависит от уровня надзора, который определяется исходя из требований правительственного постановления № 903 от 28.08.2015г. Так, в Росприроднадзор сдают декларацию организации, эксплуатирующие объекты федерального уровня, а в уполномоченные отделы при местных исполнительных органах – организации, производственные объекты которых подлежат региональному надзору.

Что входит в ДВОС

Содержание декларации должно соответствовать действующему законодательству. Этот документ включает в себя:

  1. Общую информацию об организации или индивидуальном предпринимателе, являющихся собственниками объектов НВОС.
  2. Код данного объекта НВОС.
  3. Вид деятельности, являющейся для промышленного объекта основной. А также вид производимой продукции и ее объем.
  4. Планируемые и реализованные природоохранные мероприятия.
  5. Информация об аварийных ситуациях и других инцидентах, имевших место в течение предыдущих 7 лет.
  6. Масса и объемы отходов производства, выбросов и сбросов, декларируемых в ДВОС.
  7. Данные о программе ПЭК.

К ДВОС также прикладываются расчеты, обосновывающие нормативы допустимых выбросов и сбросов. Декларацию необходимо представлять в контролирующие инстанции один раз в 7 лет. Однако, при изменении технологических процессов на производстве, повлекших за собой количественные и качественные характеристики сбросов и выбросов, потребуется досрочная подача ДВОС. В этом случае сначала производится актуализация сведений о конкретном объекте НВОС, после чего на него оформляется новое свидетельство. Только после этого подается обновленная декларация. Разъяснения по этому вопросу и порядок проведения актуализации содержатся в Письме Росприроднадзора от 16 марта 2017 г. №АС-03-04-36/5287.

Порядок заполнения декларации, а также ее форма, утверждаются уполномоченными органами власти. Минприроды 11.10.18 г. издало приказ (№ 509), которым была утверждена форма ДВОС, после чего ее представили в Минюст на регистрацию. Исходя из этого приказа, внесение изменений в декларацию при изменении технологических характеристик должно проводиться одновременно с актуализацией сведений об объекте НВОС.

Обратите внимание!

Изначально широкой общественности был представлен проект приказа о порядке подачи ДВОС и ее форме. В этом документе было заявлено, что декларация должна подаваться не позднее сроков завершения действия имеющихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разрешений на выброс или сброс загрязнений (для объектов 2 категории). То есть, введение новых норм не отменяло действующие документы. Согласованные проекты ПДВ И НДС не утрачивали своей силы преждевременно. На сегодняшний день нет однозначной трактовки новых законодательных норм относительно сроков действия утвержденных ранее разрешительных документов и нормативов.

Какую информацию включить в ДВОС

Исходя из приведенных выше требований федерального законодательства, декларация должна включать в себя такие формы и таблицы:

  • «Виды и объем производимой продукции за 20__ год». Форма заполняется исходя из данных бухучета. Наименования и коды продукции приводятся в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008);
  • данные о реализованных мероприятиях, направленных на охрану ОС;
  • «Данные об авариях, повлекших негативное воздействие на ОС, произошедших за 20__- 20__ годы»;
  • «Данные об инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__- 20__ годы». Информация, вносимая в данную таблицу, должна соответствовать «Журналу учета аварий…» и «Журналу учета инцидентов…», правила ведения которых регламентированы приказом Ростехнадзора № 480 (от 19.08.2011);
  • информация о ПЭК. Этот раздел декларации включает в себя данные о дате утверждения программы производственного экологического контроля. Правила составления ПЭК прописаны в приказе Минприроды РФ № 74 от 28.02.2018 г.;
  • «Масса (объем) выбросов ЗВ». Этот раздел необходимо заполнять организациям или ИП, осуществляющим выбросы в воздух. Таблица составляется на основе данных, включенных в проект ПДВ. Полный перечень ЗВ, подлежащих обязательному нормированию, можно найти в Постановлении Правительства РФ № 1316-р от 08.07.15 г.;
  • «Масса сбросов ЗВ». Раздел заполняется организациями, негативно влияющими на различные водные объекты. Данные также следует брать из утвержденных ранее нормативов. Общую массу сбросов за год получают арифметическим сложением масс сбросов по месяцам, а в разделе концентрации веществ в мг/м3 указывают наибольшее значение за год;
  • «Масса (объем) отходов». Раздел заполняется лицами, деятельность которых связана с образованием, а также размещением отходов. Исходя из Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721, информация для этого раздела должна поступать из сводных данных учета движения отходов.

В декларацию не включаются непосредственные расчеты нормативов. Все количества, указываемые в ДВОС, являются фактическими показателями за последний год. Математические обоснования всех нормативов необходимо включать в документацию при получении комплексного экологического разрешения (КЭР). Разъяснения по этому поводу даны в Федеральном законе № 219-ФЗ. Что же касается объектов, отнесенных ко второй категории, то их собственники вправе самостоятельно решать, подавать заявку на получение КЭР или нет.

Вся номенклатура по отходам должна вестись по аналогии с Федеральным классификационным каталогом отходов. Количество образованных за год отходов равняется максимальному значению образования конкретного вида отходов за весь период действия ДВОС, то есть за 7 лет. Размещение отходов любого типа должно вестись только на объектах, внесенных в соответствующий государственный реестр.

Изначально в ДВОС не планировали включать раздел, содержащий информацию о массе или объемах отходов производства. Но в утвержденной форме такой пункт есть. В таблицу следует включать не фактическое количество отходов, декларируются планируемые объемы. Хотя найти однозначный ответ по данному разделу в приказе не получится.

Декларация должна иметь несколько приложений. Первым из них является расчет нормативов допустимых выбросов, а вторым – расчет нормативов допустимых сбросов. Рассмотрим каждое из них в отдельности.

Расчет нормативов допустимых выбросов

Как уже упоминалось выше, приказ о форме декларации и порядке ее заполнения не содержит прямых указаний относительно расчетов нормативов. Однако на сегодняшний день вступили в силу иные нормативные акты, содержащие данные указания.

Усилиями Минприроды РФ был разработан проект Приказа (август 2018г.), в котором утверждаются методы определения нормативов предельных выбросов. До этого времени при определении нормативов ПДВ руководствовались Рекомендациями, утвержденными Госкомгидрометом СССР в 1987 году. Поскольку данные Рекомендации были устаревшими, для расчетов стали использовать более современные руководства — Методическое пособие по аналитическому контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Санкт-Петербург, НИИ Атмосфера, 2012 г). Однако данные методики не являются нормативно-правовым документом, это лишь рекомендации, которые можно использовать при расчетах нормативов. В результате оказалось, что в России нет единым универсальных требований к разработке ПДВ. Упомянутый выше Проект Приказа содержит новую единую методику, позволяющую производить расчет допустимых выбросов.

Особенностью данной методики является необходимость учитывать не только качество и количество выбросов, но и степень их рассеивания в воздухе. Таким образом, удастся рассчитать степень негативного влияния ЗС на окружающую среду и непосредственно на здоровье человека. Такие нововведения означают, что при расчете ПДВ недостаточно просто рассчитать все параметры выбросов. Теперь потребуется осуществить мероприятия, аналогичные разработке проекта ПДВ в том виде, в каком он существовал до вступления в силу новых нормативных актов о ДВОС.

Приложение 1 к ДВОС составляется в несколько этапов:

1. Инвентаризация всех источников выбросов ЗВ.

Этот этап проводится усилиями собственников данных источников. Относительно недавно в Министерстве юстиции был зарегистрирован Приказ Минприроды России от 07.08.2018 N 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки». Этот документ заменяет собой устаревшие Инструкции по инвентаризации, действовавшие еще при СССР. Вступает в силу приказ через полгода после его публикации. Исходя из этого нормативного документа, инвентаризация проводится только в отношении ЗВ, включенных в Перечень загрязняющих веществ, утвержденных Правительством РФ № 1316-р от 08.07.2015 г. При проведении инвентаризации следует определить точное количество источников, через которые осуществляются выбросы ЗВ в воздух, особенности режима их работы, тип, номенклатуру производимых ЗВ, а также массу (объем). Последний показатель должен быть представлен в двух значениях: граммах за секунду и тоннах за год.

2. Расчет рассеивания ЗВ.

При осуществлении данных расчетов следует использовать методы, регламентированные Приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе». Кроме того, учитываются фоновые концентрации. Если речь идет о жилых зонах или других территориях с нормируемыми показателями, то приземные концентрации ЗВ не должны превышать нормы установленные «СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

Обратите внимание!

При проведении расчетов нормативов ПДВ следует также принимать во внимание и показатели на объектах, которые только строятся или вводятся в эксплуатацию. Данные следует брать в проектной документации(утвержденной в установленном порядке) исходя из этапа строительства.

3. Определение конкретных величин ДВ.

Иногда возникают ситуации, когда достичь нормативов по допустимым выбросам не получается. В этом случае необходимо подготовить план мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия и охрану окружающей среды. Этот план должен включать описание мероприятий с указанием сроков выполнения, источников финансирования и ответственных за выполнение должностных лиц. Мероприятия планируются на семь лет, продлевать этот срок нельзя. Минприроды в мае 2018 года был предложен Проект Приказа, утверждающий правила разработки подобных планов, но на сегодняшний день он так и не утвержден. Что же касается нормативов ПДВ, то на весь период реализации природоохранных мероприятий на объекте устанавливаются временно допустимые нормы выбросов.

4. Оформление результатов.

В проекте «Методов определения нормативов…» можно найти указание на то, что полученные расчеты по допустимым выбросам необходимо будет передавать в территориальные органы Росприроднадзора. Скорее всего, это будет осуществляться в рамках предоставления ДВОС. Целью обращения должно стать санитарно-эпидемиологическое разрешение, подтверждающее соответствие нормативов СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Пока это означает одно – собственники объектов 2 категории НВОС должны будут оплатить проведение соответствующей экспертизы.

Расчет нормативов допустимых сбросов

На сегодняшний день нет новых нормативно-правовых актов, устанавливающих правила или методы расчета нормативов по ДС. При определении НДС используется методика, утверждённая Приказом N 333 от 17.12. 2007 года «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей». Отправной точкой при определении нормативов ДС является качество воды в конкретном водном объекте. В соответствии со ст. 20 и ст. 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ с учетом Перечня загрязняющих веществ, утвержденного распоряжением Пр. РФ N 1316-р от 8.07.2015 г. следует учитывать все параметры качества воды, позволяющие определить ее пригодность для использования в конкретных целях, а также устойчивого функционирования экосистемы водного объекта в целом.

Устанавливают нормативы ДС после проверки их соответствия установленным нормам качества воды исходя из целей ее использования, например, питьевая, хозяйственно-бытовая, рыбохозяйственная и т.д. Для всех категорий величина НДС определяется умножением часового расхода стоков (максимальное значение) на допустимую концентрацию ЗВ. Утверждаются нормативы с учетом требований Постановления Пр. РФ N 469 от 23.07.2007 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов…».

Порядок определения НДС И ПДВ

Нормативы допустимых выбросов устанавливаются исходя из Постановления Пр. РФ № 183 от 2.03.2000 г. «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ…», а нормативы по сбросам — Постановления Пр. РФ N 469 от 23.07.2007. Но в октябре 2018 г. был разработан новый проект, вносящий изменения в эти нормативные акты. Нововведения позволят привести ранее принятые правительственные постановления в соответствие с требованиями закона № 219-ФЗ. Проект предусматривает утверждение новых Положений о формировании нормативов НДС И ПДВ в составе действующих Постановлений (№ 183 и № 469).

Согласно проекту, вносящему изменения, расчеты нормативов по ДС и ДВ для объектов, которым присвоена 2 категория НВОС, производится в рамках подготовки приложений к ДВОС. Если нормативы получится достичь сразу, то они будут считаться нормативами воздействия (при условии их своевременного предоставления). Полученные нормативы не нужно будет утверждать, также

не потребуется получать дополнительные разрешения на выбросы и сброс. Исключение составят ситуации, когда нормативы достичь сразу не получается. В этом случае потребуется разрабатывать план мероприятий, о котором шла речь выше, и получать разрешение на ВРВ и ВСВ.

Сроки разработки и согласования ДВОС для объектов 2 категории

На сегодняшний день говорить о сроках составления декларации о воздействии на ОС достаточно сложно, поскольку данная природоохранная документация является совершенно новой и беспрецедентной. Условно декларацию можно разделить на три большие части: воздух, вода и отходы. Заполнение каждого из этих разделов требует особых временных затрат:

  • на инвентаризацию источников выбросов, проведение расчетов рассеивания и определения нормативов по выбросам уйдет около 3 месяцев;
  • получение разрешение на пользование водным объектом оформляется в течение 40 календарных дней;
  • определение нормативов по стокам займет около 30 дней;
  • непосредственное заполнение декларации – 10-14 рабочих дней;
  • постановка ДВОС на санитарно-эпидемиологическую экспертизу и рассмотрение в ТУ Роспотребнадзоре – примерно 2 месяца.

Путем несложных арифметических действий можно вычислить, что срок подготовки ДВОС и двух ее приложений может достигать 8 месяцев.

Ответственность за несвоевременную подачу ДВОС или ее отсутствие

Данное правонарушение приравнивается к сокрытию или искажению информации. Согласно ст. 8.5 КоАП РФ на виновное лицо может быть наложен штраф, максимальная сумма которого достигает 80 тыс. рублей (для юридических лиц).

КоАП РФ Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Словарь терминов

Нормативы допустимых выбросов (НДВ) – нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками;

Нормативы допустимых сбросов (НДС) – нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.