Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Вносятся глобальные изменения в закон № 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Законом вводятся разделение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на следующие категории:
• объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий - объекты I категории;
• объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду - объекты II категории;
• объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду - объекты III категории;
• объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду - объекты IV категории.
Присвоение объекту соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, будут установлены Правительством Российской Федерации.
Ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется органами государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а подлежащих региональному надзору – органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Со дня вступления в силу настоящего закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в порядке утвержденным данным законом.

Так же к полномочиям органов федеральной власти отнесено:
• установление перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды;
• установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;
• установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;
• установление порядка выдачи комплексных экологических разрешений, внесения в них изменений, их переоформления и отзыва.

В связи с разделением объектов на категории существенно изменяется система нормирования.
Осуществление выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объектами I категории будет производиться на основании технологических нормативов для стационарных источников, установленных комплексным экологическим разрешением. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды технические нормативы устанавливаются техническими регламентами. Технологические нормативы, установленные комплексным экологическим разрешением, устанавливаются на основе технологических показателей, которые не должны превышать технологических показателей наилучших доступных технологий. В комплексное экологическое разрешение также будут включены лимиты на размещение отходов.
Осуществление выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обращение с отходами объектами II категории будет производиться в соответствии с декларацией о воздействии на окружающую среду. Данные объекты самостоятельно производят расчет нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов, которые будут являться приложением к подаваемой декларации. При желании юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II категории также могут получить комплексное экологическое разрешение.
Для объектов III категории нормативы допустимых выбросов (сбросов) устанавливаются только для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов подается в этом случае в госорган в уведомительном порядке.
Для объектов IV категории нормативы допустимых выбросов (сбросов) не рассчитываются, лимиты на размещение отходов не разрабатываются, отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не предоставляется, плановые проверки на данных объектах не проводятся.
Нормативы допустимых выбросов (сбросов) радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на выбросы (сбросы) радиоактивных веществ, которые выдаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти сроком на 7 лет.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов (сбросов), технологических нормативов действующим стационарным источником или совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, устанавливаются временно разрешенные выбросы (сбросы), установление которых допускается только при наличии и на период действия плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности. Временно разрешенные выбросы (сбросы) устанавливаются разрешением на временные выбросы (сбросы) или комплексным экологическим разрешением.

Внедрение наилучших доступных технологий будет производиться в областях хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду.
Информация по наилучшим доступным технологиям будет содержаться в информационно-технических справочниках. Пересмотр технологий, определенных в качестве наилучшей доступной технологии, будет осуществляется не реже чем один раз в десять лет.
Государство будет оказывать содействие в осуществлении деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду в виде предоставления налоговых льгот, льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду и субсидий.

Комплексное экологическое заключение для объектов I категории будет содержать:
• технологические нормативы;
• нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах (сбросах);
• нормативы допустимых физических воздействий;
• лимиты на размещение отходов производства и потребления;
• требования к обращению с отходами производства и потребления;
• согласованную программу производственного экологического контроля;
• срок действия комплексного экологического разрешения;
• нормативы на временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы (при наличии);
• программу повышения экологической эффективности.

Для получения комплексного экологического разрешения необходимо будет подать заявку в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее, чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действующего комплексного экологического разрешения. Требования к содержанию заявки представлены в рассматриваемом законе. Материалы обоснования комплексного экологического разрешения для объектов первой категории подлежат экологической экспертизе федерального уровня.
Комплексное экологическое разрешение выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на 7 лет после рассмотрения заявки на получение комплексного экологического разрешения в месячный срок. Комплексное экологическое разрешение может подлежать отзыву или пересмотру в порядке, установленном рассматриваемым законом.
За выдачу, продление, переоформление, пересмотр комплексного экологического разрешения, а также за внесение в него изменений взимается госпошлина в размере 6000 рублей.
Разрешения на выброс (сброс), лимиты на выбросы (сбросы), лимиты на размещение отходов производства и потребления, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах, относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения. С заявкой на получение комплексного экологического разрешения следует обратиться в уполномоченные органы с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. Комплексное экологическое разрешение необходимо получить до 1 января 2025 года.

Декларация о воздействии на окружающую среду в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, подается в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации один раз в семь лет.
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
• наименование, организационно-правовая форма и адрес юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
• код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
• вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
• информация о реализации природоохранных мероприятий;
• данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
• декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
• информация о программе производственного экологического контроля.

Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду в уполномоченный орган исполнительной власти представляются расчеты нормативов допустимых выбросов (сбросов).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль и предоставляют результаты контроля в уполномоченные органы в соответствии с требованиями настоящего закона.

Изменения также коснулись вопросов осуществления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
• сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
• размещение отходов производства и потребления.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду передвижными источниками взиматься не будет. Таким образом, произошло урегулирование вопроса о двойном учете автотранспорта при расчете платы за передвижные и стационарные источники.

С юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории плата за негативное воздействие на окружающую среду взиматься не будет. В части размещения отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов.
Лица, обязанные вносить плату, будут также ежегодно подавать в уполномоченные органы по месту нахождения объекта декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Законом установлен Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, Порядок исчисления платы, Порядок и сроки внесения платы. Порядок представления декларации о плате и ее форма будут установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Контроль за правильностью исчисления платы, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы установления нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов, временно разрешенных сбросов, взимания платы за сбросы загрязняющих веществ с организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов регулируются законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения.

Внесены поправки в КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за:
• сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;
• невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки о постановке на учет;
• осуществление деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным.
Настоящий закон вступает с силу с 1 января 2015 года, за исключением отдельных положений.

В связи с глобальностью вносимых данным законом изменений и необходимостью издания большого количества подзаконных актов, не исключено, что вступление его в силу будет отложено.
Также следует дождаться выхода подзаконных актов, которые в существенной степени будут влиять на применение всех новых норм, вводимых рассматриваемым законом. В частности, существенными станут те критерии, которые должно будет установить Правительство Российской Федерации, и по которым будет проводиться отнесение предприятий к одной из четырех категорий по уровню воздействия на окружающую среду.